В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
В соответствии с целевыми показателями национального проекта «Образование», к концу 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, вновь занимает приоритетное место. Только, в отличие от шефской помощи советской школы (лучшие ученики помогают отстающим), добавляются новые перспективные направления:
- развитие талантов;
- профориентация;
- профессиональная подготовка;
- учебная мотивация;
- поддержка в инклюзивном образовании;
- реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Среди ожидаемых результатов внедрения целевой модели детского наставничества – измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах, улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива.
Дорогой друг!
Начнем с того, что расскажем тебе, кто такой наставник.
В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает бoльшим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга. Наставником могут быть учитель, воспитатель, тренер, социальный работник, волонтер или любой другой взрослый человек, который имеет авторитет в твоих глазах и которому ты доверяешь.
Наставник:
· открытый новому опыту;
· интересный;
· с широким кругозором;
· активный;
· общительный;
· добрый;
· умный;
· креативный;
позитивный;
· честный;
· справедливый;
А еще он:
· интересный собеседник;
· всегда готов выслушать и поддержать;
· внимательный к проблемам другого человека;
· знает, как выходить из спорных и трудных ситуаций;
· на него можно положиться;
· всегда выполняет свои обещания;
· готов поделиться своим опытом;
· и меет разнообразные хобби;
· у спешный и состоявшийся в какой-либо области;
· имеет интересных друзей и знакомых из разных сфер жизни;
готов регулярно общаться.
И самое важное – ему очень интересно и важно общаться именно с тобой! Наставнику интересно узнать твой внутренний мир, твои хобби и увлечения, интересно узнать, что ты думаешь по поводу разных жизненных вопросов, отношений с разными людьми, отношения к жизни. Ты ему интересен как человек, с разных сторон. И также наставник всегда готов рассказать тебе о себе, о своем отношении к жизни, людям и ситуациям.
Чем мне может быть полезен наставник?
· Наставник может помочь расширить твои знания и представления о мире.
· Наставник может заинтересовать тебя новым интересным занятием или хобби (например, научить монтировать видеоролики, стоять на баланс-борде, делать профессиональные фотографии, готовить сладости и разные другие вещи).
· Наставник может быть для тебя интересным собеседником и человеком, с которым очень весело и интересно проводить время.
· Наставник всегда готов внимательно и с пониманием тебя выслушивать, давать советы и помогать принимать решения.
· Наставник помогает тебе обратить внимание на твои сильные стороны, на твои успехи, поддерживает тебя во всех начинаниях.
· Наставник может помочь тебе разрешить различные конфликтные ситуации со сверстниками или другими взрослыми людьми. Он поможет тебе найти разные варианты решения этих проблем.
· Наставник может помочь тебе ставить и достигать различные цели, но обязательно с учетом твоих сильных сторон.
· Наставник может помочь тебе становиться лучше, способствовать твоему развитию (физическому, умственному и психологическому).
· Наставник может помочь тебе посмотреть с иной точки зрения на различные ситуации, увидеть в них другую сторону. Поможет найти положительные моменты в сложных ситуациях, а также обратить внимание на те моменты, где стоит быть более внимательным и осторожным.
· Наставник может помочь тебе в обучении (если ты этого хочешь), а также определиться с выбором дальнейшей профессии, колледжа или вуза.
· Наставник может помочь тебе в решении различных вопросов сразу после выпуска. Может подсказать, к кому обратиться в той или иной ситуации, какие документы и куда нужно подавать, как платить за квартиру и решить другие насущные вопросы.
·Наставник становится тебе старшим другом и товарищем, с которым можно поделиться своими переживаниями и посоветоваться в трудной ситуации. Другом, который всегда выслушает, поддержит и поможет словом или делом. Другом, который принимает тебя таким, какой ты есть, и не пытается насильно тебя переделать.
Как проходят встречи с наставником?
· Большинство встреч проходят в индивидуальном формате, то есть каждый наставник общается со своим подопечным регулярно в течение времени, предусмотренного программой наставничества, что позволяет сформироваться особой связи наставника и подопечного.
· Продолжительность участия в программе наставника и подопечного может быть разной. Это зависит от целей и задач конкретной программы и договоренностей с опекуном/родителем/директором учреждения. Минимальный срок участия может составлять полгода, однако обычно минимальный срок в большинстве программ наставничества – 1 год, при этом, если наставник и подопечный становятся друзьями, они могут продолжать общаться долгие годы.
· Наставник обязуется лично встречаться с подопечным регулярно. Это может быть от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от программы. Но между встречами всегда есть возможность общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях.
· Продолжительность встречи чаще всего зависит от выбранного занятия, это могут быть 1,5–2 часа, а может быть целый день, около 8 часов.
· Встречи могут проходить как на территории учреждения, так и за ее пределами, но только по договоренности с директором учреждения (опекуном).
Как обычно работает программа наставничества?
· Программа наставничества является полностью добровольной как для тебя, так и для наставника. Это значит, что все участники программы наставничества сами захотели принять в ней участие.
· Наставник приходит от какой-либо благотворительной организации, которая сотрудничает с учреждением или назначается директором учреждения из числа педагогических работников.
· За каждым подопечным закрепляется один наставник или группа, с которыми он общается на протяжении запланированного программой времени.
В каждой программе наставничества кроме наставников есть кураторы или координаторы этого проекта. Ими могут быть сотрудник организации или социальный работник. Куратор/координатор – это тот человек, который договаривается со всеми участниками программы (сотрудниками учреждений, подопечными) и делает так, чтобы всем было комфортно общаться друг с другом.
Приказ о наставничестве педагогических работников № 512 от 26 августа 2022г.
Приказ о внедрении целевой модели наставничества педагогических работников
Отчет работы наставника
Положение о внедрении целевой модели наставничества
Приказ о наставничестве 2023-2024 уч.год
План работы наставника
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества 2023-2024 уч.год
Программа целевой модели наставничества
Дорожная карта внедрение целевой модели наставничества 2024-2025 уч.год
Отчет работы наставника
План работы по форме педпгог - педагог
План работы наставника
Приказ о наставничестве 2024 - 2025 уч.год